К вопросу о схемах теплоснабжения городов Украины

 

Я как бы под дамокловым мечом. Тяжелый меч.

Готовый оборваться со слабой нитки.

 И пронзить насквозь,

Лежи под ним. Уж грудь обнажена.

Душа обнажена, чтобы одежды,

чтобы иная крепкая броня

Не помешали острию вонзиться

Туда, где сердце бьется,

Только кожей. Да крепостью ребра защищено.

Владимир Солоухин. Дамоклов меч

 Взлёт или кризис

Несколько лет назад в Интернете появилась очень интересная статья В.Н. Папушкина “Кризис схем теплоснабжения или взлёт “Энергетического планирования”.  Автор метко и заблаговременно предсказал и обосновал на примере сектора теплоснабжения радикальные изменения в принципах планирования  развития городов, которые происходят  во всём мире и  уже начались в России.

Ресурсные ограничения городского развития сегодня вышли на передний план внимания во всём мире, а  системы городского теплоснабжения в силу роста цен на углеродосодержащее топливо попали в самый центр продолжающихся изменений. Именно здесь очень быстро растут проблемы для власти и  населения многих стран, которые грозят быстро разрастись в кризис.

Жилищно-коммунальное хозяйство Украины ничем не отличается от российского – те же проблемы, те же  методы их решения. Поэтому статья В. Н. Папушкина неоднократно перепечатывалась многими изданиями, в том числе и электронным журналом ЭСКО. Хорошим, человеческим языком была написана эта сложная статья и я рекомендовал прочитать её многим руководителям тепловых хозяйств и руководству МинЖКХ Украины. Она изменяла, расширяла  для нас горизонт восприятия явлений, происходящих в системе теплоснабжения нашей страны, и помогала увидеть лес последствий за деревьями отдельных проблем сегодняшних дней.

Говоря о схемах и проблемах теплоснабжения нельзя забыть и Игоря Алексеевича Башмакова – для нас его редкие статьи по этой теме были путеводителем, да и сейчас остаются ориентиром  в дремучем лесе проблем этой сложнейшей отрасли.

Нам сегодня предельно ясно, что монотопливная система централизованного теплоснабжения, являющаяся основой основ для абсолютного большинства городов Украины, не имеет будущего. Пришло время глубокой модернизации всей системы, включая здания - прежде всего здания. С позиций сегодняшнего дня прожорливые крупные газовые котельныё и ТЭЦ были рентабельны только для холодных зданий 20 века при низких ценах на топливо. Если здания станут тёплыми и потребность в тепле и газе для них снизится в 3-4 раза, то это будут уже другие системы теплоснабжения – системы 21 века.

Этот номер журнала ЭСКО задуман, как зеркало состояния стартового инструмента модернизации наших систем теплоснабжения – разработки городских схем теплоснабжения.  Мы решили вынести на страницы журнала полемику в этом секторе, состояние нормативной базы, состояние разработки топливно-энергетических балансов городов и регионов, опыт разработки и примеры первых схем. Нам кажется, что этот опыт вот-вот будет востребован и поможет многим коллегам в наших странах.

 

События в секторе централизованного теплоснабжения Украины

Два года назад МинЖКХ Украины всерьёз озаботилось судьбой городских систем централизованного теплоснабжения нашей страны. В течение последних десяти лет на наших глазах рушилась и разрушалась огромная инфраструктура сотен городских тепловых хозяйств, на создание которых в советский период хозяйствования ушли десятилетия и огромные финансовые средства.

Ломать – не строить, душа не болит. Похоже, именно таким лозунгом руководствовались руководители многих городов Украины, попав после демократических выборов в своё кресло. Все эти годы росла и повсеместно ширилась идея тотального перехода на автономные системы теплоснабжения для квартир, зданий и целых городов. Хорошая, в общем-то идея, в руках новых руководителей с мышлением кухарок приняла форму дамоклового меча для разрушения стареющего советского наследия.

При новом тарифе на газ для населения Украины (автономные источники тепла) в 3 раза ниже, чем для предприятий тепловых сетей (централизованное теплоснабжение) бегство потребителей от дорожающего и ненадёжного централизованного тепла в последние годы приняло космические масштабы. Особенно быстро в Украине стали разрушаться городские системы централизованного горячего водоснабжения. Отключения городов и районов нашей страны от газа в наказание за неплатежи приняли в последние годы массовый характер и, как когда-то сказал Михаил Сергеевич,  процесс пошёл. Жильцы стали массово устанавливать котлы и водонагреватели в квартирах, а предприятия тепловых сетей стали массово терять потребителей и доход. Число потребителей централизованного тепла в Украине начало падать с ускоряющимся темпом.

Второй угрозой для городов Украины становится рост задолженности за природный газ. Малозатратная модернизация систем теплоснабжения при существующих темпах роста цен на природный газ начала терять всякий смысл. Появилось понимание, что для  замещения природного газа нужно мобилизовать источники местного топлива и энергии, которыми так богата Украина.

И впервые, в 2008 году МинЖКХ Украины, осознав результат неконтролируемой децентрализации, начало искать пути выхода из кризиса для украинских систем централизованного теплоснабжения. Так появилась и быстро началась реализовываться  идея массовой разработки схем теплоснабжения, как способа интегральной оценки текущего состояния, тенденций и направлений   модернизации систем централизованного теплоснабжения в городах Украины.

 

События в мире

«Эпоха дешевой энергетики закончилась, государства и частный бизнес должны готовиться к новым временам» − заявил недавно глава Международного энергетического агентства Нобуо Танака. Мир вступил в период падающей добычи нефти и газа, общемировой кризис лишь замедлил, но не изменил тенденций в потреблении углеводородного топлива в принципе.

Долгое время внутренние цены на газ в Украине росли заметно медленнее мировых – пружина сжималась многие годы. Но за пять прошедших лет тарифы на газ увеличились в 4 раза. В 2010 году удерживать внутренние цены на газ и, следовательно, на тепловую энергию уже невозможно и начался переход внутренних цен на газ и тепло к общеевропейским. Нетрудно прогнозировать рост неплатежей населения и бюджетов вслед за ростом тарифов на тепловую энергию. По нашим расчётам “точка невозврата” - начало необратимого развития кризиса систем теплоснабжения в Украине приходится на период 2012 – 2013 гг. 

Новые схемы теплоснабжения должны ответить на этот вызов и стать детонатором процессов глубокой модернизации городских систем теплоснабжения. Нам нужно решить две связанные задачи – снизить потребность в тепле в 3 раза от существующих уровней и заместить остающиеся объёмы потребления природного газа местным топливом и энергией не менее, чем на 80%.

 

Принципы и нормативная база разработки схем теплоснабжения городов Украины

В Украине основой для разработки схем теплоснабжения стал приказ 147 бывшего Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 26 апреля 2006 года ”Про  затвердження  Методичних  рекомендацій з  розроблення  енерго-  та   екологоефективних схем теплопостачання населених пунктів України”. Основой этих методических рекомендаций стала инструкция бывшего Госстроя СССР “Инструкция о составе, порядке разработки и утверждения схем теплоснабжения населенных пунктов с суммарной тепловой нагрузкой  до 116 МВт (100 Гкал/ч)”, СН 531-80. 

Так вышло, что 6 страниц инструкции Госстроя 1980 года, предназначенной для  маленьких городов СССР с населением не более 50-60 тысяч человек, была переведена в 2006 году на украинский язык и стала методическими рекомендациями по разработке схем теплоснабжения для всех городов Украины. Эта ляпа была незаметна в период  всеобщей стагнации и низких цен на природный газ. В этот период схемы теплоснабжения не разрабатывалось вообще. Но сейчас пришло другое время и угроза ошибочной нормативной базы вышла на передний план внимания и требует решения.  

30 лет назад в государстве с централизованной экономикой и сверхдешёвым газом развитие систем теплоснабжения шло по экстенсивному сценарию - крупные газовые котельные для новых микрорайонов росли как грибы. И инвесторов, и международные банки к финансированию строительства котельных  не привлекали – окупаемость проектов, как критерий для выбора не существовала в принципе. Схема теплоснабжения в этот период была инструментом градостроительного планирования.

В 2010 году государство с рыночной экономикой уже в принципе неспособно полностью финансировать проекты глубокой модернизации городских систем теплоснабжения и термомодернизации жилых и бюджетных зданий. Отчётливо видны необходимость привлечения средств населения и международных финансовых организаций, а также принцип самоокупаемости проектов модернизации. Нормативная база разработки схем теплоснабжения периода централизованной экономики сегодня непригодна в принципе.

Схема теплоснабжения должна стать инструментом инвестиционного планирования. Следовательно, должна быть быстро создана нормативная база для периода рыночной экономики, которая придёт на смену приказу 147. 

Сейчас более 240 городов нашей страны ведут разработку своих схем теплоснабжения на основе этих рекомендаций, ещё около 400 городов готовятся выполнить эту работу. Процесс пошёл и через 2 года, когда цена газа на границе с Украиной достигнет 500 долларов, работы будут выполнены. Примерно 650 городов Украины получат новые схемы и …?!. 

Что же получат 650 городов Украины в результате колоссальной проделанной работы по разработке своих схем теплоснабжения в итоге?  

Дамоклов меч приказа 147 нависает над нами. 

Василий Степаненко,

главный редактор электронного журнала "ЭСКО"

 

 

Содержание