Финансирование термомодернизации жилых многоэтажных зданий в Украине

Василий Степаненко,
главный редактор портала ЭСКО
главный редактор журнала "ТЕПЛОВЫЕ НАСОСЫ"

1. Проблема

Страны ЕС приступили к осуществлению общеевропейского Плана 20-20-20, в том числе  к массовой термомодернизации существующих жилых зданий (Директива EPBD) с достижением к 2020 году уровня стандарта энергопассивного дома - удельное теплопотребление 15-30 кВт.час на м.кв в год.

Недавно Европарламент декларировал намерение о сокращении выбросов парниковых газов в секторе зданий на 80 % к 2050 году и установил ключевые показатели по снижению воздействия на окружающую среду и созданию эффективной и низкоуглеродной экономики к 2050 году. Помимо снижения общего объема выбросов в секторе зданий на 80 %, дорожная карта ставит цель снижение выбросов парниковых газов в секторе энергетики на 95 %.

Понятно, что пропорционально снижению выбросов будет снижено энергопотребление, а углеводородные источники энергии будут заменены на возобновляемые.


При разработке Муниципального энергетического плана Запорожья в 2013 году основной целью была синхронизация энергетической модернизации города с общеевропейским Планом 20-20-20. При этом здания получили наивысший приоритет и были выполнены работы по оценке состояния их энергетической эффективности (по данным выборки из 28 пилотных (типовых) зданий, более 500 бюджетных зданий и 2500 многоэтажных жилых зданий Запорожья). По типовым зданиям были проведены энергоаудиты, а основной частью МЭП Запорожья до 2020 года стали инвестиционные проекты глубокой термомодернизации многоэтажных жилых зданий, а также  бюджетных зданий.

Расчёты показали, что низкие тарифы на тепловую энергию обусловили крайне высокие сроки окупаемости для проектов термомодернизации жилых зданий ( в среднем 40 лет), что выходит далеко за пределы коммерческой привлекательности.

Также расчёты показали, что проекты глубокой термомодернизации бюджетных зданий (в силу высоких тарифов) уже сегодня являются коммерчески привлекательными (сроки окупаемости 8-11 лет), что позволяет привлекать для их реализации средства инвесторов и кредиты международных финансовых организаций.


Многочисленные энергетические аудиты жилых и бюджетных зданий, проведенные нашей компанией в разных регионах Украины (см. карту), показали, что удельное теплопотребление существующих зданий находится в интервале 180-240 кВт.час на м.кв в год. Окупаемость проектов глубокой термомодернизации в Украине до уровня 35-45 кВт.час на м.кв в год для зданий бюджетной сферы составляет 8-11 лет, для жилых зданий - 35-45 лет.

Проблемы низкой окупаемости проектов термомодернизации жилых многоэтажных зданий обусловлены существованием перекрёстного субсидирования населения со стороны госбюджета. Ежегодно в госбюджете предусматриваются значительные субсидии в объёме нескольких десятков миллиардов гривен. Большая часть денежных средств (примерно 90%) ежегодно направляется  НАК НАФТОГАЗУ на покрытие разницы в ценах на газ (стоимость 1000 кубометров газа на границе с Россией - 416 долларов, тариф на 1000 кубометров газа для теплокоммунэнерго (население) - 165 долларов (1309 гривен). Меньшая часть субсидий ежегодно направляется Минрегиону для покрытия разницы в тарифах на тепловую энергию (разницы между действующими тарифами и себестоимостью производства тепловой энергии). Субсидирование населения на самом деле осуществляется косвенно, так как прямая финансовая поддержка осуществляется из госбюджета энергетическим компаниям, что приводит к отсутствию стимулов к энергосбережению у населения.

При этом возникает основная проблема - Украина (и Запорожье) не может присоединиться к общеевропейскому движению  по термомодернизации жилых зданий из-за предельно высоких (в среднем 40 лет) сроков окупаемости этих проектов, существующих сегодня.

Вместе с тем, термомодернизация зданий снижает потребность в тепле и газе в среднем в 3 раза. Именно такую цель ставит Запорожье в своём Муниципальном энергетическом плане до 2025 года. Для Украины в целом это позволяет отказаться от импорта 8 миллиардов кубометров природного газа и сделать наши города энергетически независимыми навсегда.

Проблема термомодернизации жилых зданий имеет колоссальные последствия - это достижение страной энергетической независимости, создание нового ёмкого внутреннего рынка  работ, оборудования и материалов на 15-20 лет, создание около 1 миллиона новых рабочих мест.

Термомодернизация зданий несёт в наши дома не только тепло и снижение потребление газа. Это прежде всего архитектурное обновление зданий и его инженерных систем, обновление придомовых территорий и внешнего вида наших постаревших многоэтажек. Это мощный стимул для полного перехода к модели ОСББ для колеблющегося населения Украины.

Термомодернизация жилых зданий - это главный элемент реформы ЖКХ наших городов, нашей страны. Это реформа не только зданий, это реформа всех систем централизованного теплоснабжения городов, где с подорожанием газа дела пошли всё хуже и хуже. Это выход из долгового рабства и назревающего бюджетного кризиса.

2. Предложение

Предлагается, с целью синхронизации энергетической политики Украины с общеевропейской, изменить существующую бюджетную политику, а именно порядок субсидирования населения со стороны государства, направляя ежегодные денежные субсидии не  энергетическим компаниям, а на поддержку проектов термомодернизации многоэтажных жилых зданий в объёмах, пропорциональных фактическому снижению потребности в природном газе и потребности в тепловой энергии после термомодернизации жилых зданий.

Первый масштабный пилотный проект для 214 жилых и бюджетных зданий предлагается реализовать в городе Запорожье.

Дополнительная нагрузка на государственный бюджет не требуется, так как в результате реализации проектов термомодернизации зданий уменьшаются расходы на покрытие разницы в ценах на газ, закупаемый в России, а также уменьшаются расходы, связанные  с покрытием разницы в тарифах на тепловую энергию для предприятий тепловых сетей (разницы между действующими тарифами и себестоимостью производства тепловой энергии).

В результате предлагаемого изменения бюджетной политики Кабинета Министров Украины денежные средства (субсидии, направляемые НАК НАФТОГАЗУ и Минрегиону) в объёме до 23.199 миллиардов гривен ежегодно, 15 следующих лет,  могли бы использоваться для софинансирования проектов термомодернизации жилых многоэтажных зданий в Украине.

Потенциал снижения потребности в природном газе за счёт термомодернизации жилых зданий для Украины достаточно велик - 7-8 миллиардов кубометров в год. Реализация общеукраинской программы термомодернизации жилых зданий привела бы к полному прекращению импорта природного газа в Украину из России на цели теплоснабжения. При этом автоматически и навсегда была бы решена задача стабилизации тарифов на тепловую энергию на бездотационной основе. После завершения программы термомодернизации зданий полностью ликвидируется необходимость в субсидиях со стороны госбюджета.

В результате реализации проекта  глубокой термомодернизации 214 жилых и бюджетных зданий в 4-х жилмассивах Запорожья в Ленинском и Хортицком районах будет сэкономлено 19.2 миллионов кубометров природного газа в год, что делает ненужным закупку этого газа за рубежом, а также ненужными, соответствующие этому объёму экспортированного газа, дотации из госбюджета. Также ненужными станут дотации из госбюджета на покрытие разницы в тарифах на тепловую энергию. Экономия средств госбюджета составит 19 200 тыс м куб * 2 846 гривен = 54.64 млн гривен в год.

По примеру Польши, можно дать жильцам этих 214 зданий беспроцентный кредит от государства на 15 лет в объёме 1.16 млрд гривен на проект термомодернизации с погашением 50-70% кредита за счёт субсидий госбюджета. За 15 лет госбюджет сэкономит  54.64 млн гривен *15 = 849.6 млн гривен - эти деньги пойдут на погашение кредита, сделавшего закупку газа ненужной.

Жильцы этих 214 зданий тоже уменьшат свои платежи за теплоснабжение на 337 млн гривен за 15 лет, поскольку после термомодернизации зданий станут меньше платить теплоснабжающей компании. Государство даёт жильцам беспроцентный кредит на сумму, равную уменьшению их платежей  за отопление этих зданий. Жильцы ежемесячно погашают кредит вместе с оплатой услуг по теплоснабжению.

Таким образом, предлагаемое изменение бюджетной политики не потребует увеличения платежей населения и госбюджета.  Окупаемость проектов термомодернизации зданий обеспечивается за счёт переключения механизма дотаций из госбюджета с закупки природного газа на утепление зданий, делающее закупки газа ненужными. На графике ниже показано разделение субсидий в будущие периоды.


3. Приложение. Оценка объёмов ежегодного субсидирования со стороны госбюджета на погашение разницы в ценах на газ НАК НАФТОГАЗУ и разницы в тарифах на тепловую энергию Минрегиону

Кабинет министров Украины компенсирует НАК "Нафтогаз Украины" в 2013 году разницу в ценах между импортируемым госхолдингом природным газом и его реализацией предприятиям теплоэнергетики (ТКЭ) для производства тепла для населения в размере 21,5 млрд грн.

Такие цифры заложены в закон о госбюджете на 2013 год. Объем потребления предприятиями теплокоммунэнерго газа в 2013 году прогнозируется в объеме 8,15 млрд куб. м. Цена закупки импортного природного газа для предприятий теплоэнергетики в 2013 году планируется в размере 3,37 тыс. грн за 1 тыс. кубометров. «Нафтогаз» продает газ населению и теплосетям по льготным тарифам. В первом квартале 2012 года украинцы покупали топливо за 831,2 гривен, а теплосети – за 1309,2 гривен за тысячу кубометров; предприятиям топливо обходилось в разы дороже – по 4 714 гривен за тысячу кубометр.  Таким образом, при условии сохранения действующей предельной цены газа для теплокоммунэнерго в размере 712,16 грн за 1 тыс. куб. м (без тарифов на транспортировку и поставку и налогов), разница между ценами закупки и его реализации ТКЭ составит 21,539 млрд грн.

По закону о бюджете на 2013 год сумма субвенций местным бюджетам на покрытие разницы в тарифах составит 5,1 млрд гривен. Согласно пункту 1 статьи 14 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» на погашение задолженностей  за услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу выделено 3,47 млрд грн, на услуги по теплоснабжению – 1,66 млрд грн. Итого объём субсидий, предусмотренных бюджетом - 2013 на покрытие разницы в ценах на газ и тарифах на тепловую энергию минимально составляет 23.199 млрд гривен.

23 199 000 000 гривен / 8 150 000 000 кубометров = 2.846 гривны/кубометр

За каждые 1000 кубометров природного газа, потреблённого населением, госбюджет дотирует на 2 846 гривен НАК НАФТОГАЗ и теплокоммунэнерго Украины в 2013 году. Т.е. дотации не идут населению, их получают энергетики. При такой бюджетной политике не может возникать заинтересованность в экономии газа.

Пример расчета для 3-хподъездного 9-этажного дома (Запорожье, Стефанова, 46, 104 квартиры, 5.9 тыс. кв. м, окупаемость при действующих тарифах 42.2 года. потребление тепла в год 564 Гкал, экономия при термомодернизации 382 Гкал или 66.5 тыс. м.куб в год, стоимость капвложений на термомодернизацию - 3.8 млн гривен):

Стоимость бюджетных субвенций - 66.5 т.м. куб * 2 864 грн = 190.5 тыс гривен в год

Платежи жителей за отопление до - 564 Гкал * 275.4 грн = 155.3 гривен в год

Платежи жителей за отопление после - 182 Гкал * 275.4 грн = 50.1 тыс. гривен в год

Экономия платежей жителей дома составила бы

155.3тыс. грн - 50.1 тыс. грн  = 105.2 тыс. гривен в год

Зв 15 лет уменьшение  субсидий бюджета и платежей жителей за отопление составит

Таким образом, термомодернизация здания гарантированно окупилась, а госбюджет и жильцы не потратили ни одной гривны больше, чем тратили до термомодернизации.