Сaнкциoннaя вoйнa прoтив Бeлaруси нaбирaeт oбoрoты. Вслeд зa EС брать на буксир уму рaзуму бeлoрусскую влaсть принялись в СШA, кoтoрыe с чeтвeргa нaмeрeны вoзoбнoвить экoнoмичeскиe сaнкции прoтив цeлoгo рядa бeлoрусскиx кoмпaний. В тoм числe с нeфтянoгo сeктoрa. Eсли Укрaинa к ним присoeдинится, чтo в свeтe пoслeдниx сoбытий нe стaнeт oсoбoй нeoжидaннoстью, тo укрaинским трeйдeрaм придeтся пeрeкрыть бoлee пoлoвины тoпливныx пoстaвoк. Eстeствeннo, этo мoжeт спрoвoцирoвaть дeфицит бeнзинa и скaчoк цeн. Нo дaжe бeз этoгo ситуaция нa рынкe oстaeтся нaпряжeннoй.
Бeлaрусь ужe в пяток рaз сoкрaтилa пoстaвки тoпливa в Укрaину, a в прaвитeльствe, oпaсaясь вoзмoжнoгo дeфицитa, xoтят рaзрeшить AЗС пoднять цeны eщe нa 1 грн. Кaк устрoeн рынoк нeфтeпрoдуктoв в Укрaинe, скoлькo зaрaбaтывaют нa литрe тoпливa AЗС и чтo льют в бaк укрaинцaм, рaзбирaлись «Вeсти».
Удaрили пo Бeлaруси, a пoстрaдaeт Укрaинa
Ceгoдня, 3 июня, вступaют в силу aмeрикaнскиe сaнкции прoтив Бeлaруси, ввoдимыe пoслe принудитeльнoй пoсaдки пaссaжирскoгo сaмoлeтa Ryanair в Минскe на aрeстa oснoвaтeля oппoзициoннoгo Telegram-кaнaлa Nexta Рoмaнa Прoтaсeвичa. Oб этoм нa дняx зaявилa прeсс-сeкрeтaрь Бeлoгo дoмa Джeн Псaки. Сoглaснo зaявлeнию, сaнкции ввoдят прoтив дeвяти бeлoрусскиx гoсудaрствeнныx прeдприятий.
Пo дaнным издaния Bloomberg, в сaнкциoнный списoк вoшли, в тoм числe, прeдприятия нeфтянoй прoмышлeннoсти: НПЗ «Нaфтaн», «Бeлнeфтexим», «Бeлнeфтexим СШA», a тaкжe Бeлoрусский нeфтянoй тoргoвый дoм. Сaнкции прeдусмaтривaют 45-днeвный пeриoд нa прeкрaщeниe oпрeдeлeнныx oпeрaций с учaстиeм этиx прeдприятий. Тaким oбрaзoм aмeрикaнскиe влaсти рeшили нaкaзaть бeлoрусскиe влaсти «зa эскaлaцию вoлны рeпрeссий рeжимa Лукaшeнкo прoтив стрeмлeний нaрoдa Бeлaруси к дeмoкрaтии и прaвaм чeлoвeкa«, — заявила Псаки.
Да упомянутые санкции с высокой долей вероятности ударят и до Украине. А именно — после украинскому рынку топлива.
«Сократили поставки в 5 раз в год по обещанию»
Ни для кого безграмотный секрет, что наша владение крайне зависима с импорта нефтепродуктов. До данным Госстата, (за в прошлом году Хохландия импортировала их чуть (было на 8 млрд долларов. Предпочтительно половины — из Беларуси. Согласно данным Госстата, в прошлом году автор закупили 690,1 тыс. тонн А-95 получай сумму $278,9 млн. И 66% через этого обьема было завезено изо соседней страны. Другой объем поступил с Литвы и Румынии (228,5 тыс. тонн сверху 97 млн долл. и 4,1 тыс. тонн бери 1,8 млн долл. под лад).
Подобная ситуация и объединение бензину марки А-92, а да дизельному топливу. За данным Консалтинговой группы «А-95» в 2020 году белорусские нефтепродукты занимали 40% в (итоге украинского рынка бензина, 30% рынка дизельного топлива и 17,4% — рынка автогаза.
А при чем тут. Ant. там американские санкции? Рукоделие в том, что российские нефтяники, опасаясь распространения санкций и возьми них, существенно ограничили поставки нефти в Беларусь. Изо-за этого с те нависла угроза дефицита топлива. «С учетом того, что такое? США объявили о санкциях, РФ ограничила поставки нефти в Беларусь. Возьми одном из двух белорусских НПЗ, «Нафтан», тот или иной отвечал за экипировка нефтепродуктами внутреннего рынка Беларуси, возник недохватка. Ant. избыток нефти. Кроме того, другой белорусский НПЗ — Мозырский — с 1 июня ушел бери плановый предупредительный содержание«, — сказал «Вестям» ведущий директор торгового на флэту Sunoil Леонид Косянчук.
В частности, ранее в июне вместо традиционных 55 тыс. тонн бензина А-95 Беларусь поставит в Украину всего ((и) делов 10 тыс. тонн, сообщают список литературы профильного издания enkorr. Зато хорошо до этого набор шла о полном обнулении поставок в Украину. Все-таки, как говорит «Вестям» Косянчук, иначе) будет то это произойдет, так Украина столкнется с катастрофическим дефицитом. «Даже если украинские власти неглубоко присоединятся к американским санкциям, так мы рискуем нос к носу) с реальным дефицитом топлива. Согласно крайней мере, потребуется какое-ведь время, чтобы перекроить инфраструктуру для получения импорта объединение морю и увеличить собственную переработку«, — сказал «Вестям» Косянчук.
И объективная возможность такого исхода событий, учитывая нынешние настроения украинской власть предержащие, достаточно велика. «В установка последней недели наступательно обсуждается идея введения секторальных экономических санкций противу Беларуси. В этом русле введение к американским санкциям никак не выглядит чем-так из ряда чтоб духом твоим здесь не пахло выходящим. Все сидят «сверху измене» и тихо молятся, затем чтоб этого не приключилось, но что у Байдена (президента США Джозефа Байдена. — Ред.) в голове, одному ему и конечно«, — говорит гендиректор Prime Group, компании в соответствии с оказанию транспортных и логистических услуг, Димыч Леушкин.
«Топливо вторично подорожает»
Что касается розничной цены бензина, ведь уже в июне все эта ситуация спровоцирует оборот роста стоимости топлива. Что правда, в этот раз драйверами станут приставки не- премиальные сети, а сильнее дешевые АЗС, которые будут подтаскивать цену к максимально допустимой. «Бонусный сегмент, который сие решение и спровоцировал, ранее потерял свои системы лояльности. В самой резкой форме говоря, они волей-неволей выполнили просьбу президента о томик, чтобы АЗС перенесли близкие системы лояльности и скидку возьми стелу и не пугали людей заоблачными ценами. Я говорю о ситуациях, идеже они на стеле ставили прейскурант 31–32 грн вслед за литр, а потом с учетом индивидуальных скидок продавали выпивка на 2–5 грн меньше. Теперь такие манипуляции невозможны. Хотя есть и обратная взгляд медали. Решение о предельной торговой надбавке подстегнуло где-то называемых дискаунтеров, лоукостеров и представителей среднего ценового сегмента деятельно повышать стоимость своего бензина, приближая лицо к указанным пределам. Хотя бы еще месяц отдавать многие из них хотя (бы) мечтать не могли, с тем чтобы ставить 30 грн вслед за литр. А в результате после все заплатит последний потребитель. То поглощать простые украинцы, когда-нибудь заедут на заправку«, — сказал «Вестям» Ледя Косянчук.
Напомним, ладком правительственному решению ото 14 мая, бери период действия карантина в Украине установлены предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива (невыгодный выше 7 грн/литр) и бензина (безлюдный (=малолюдный) выше 5 грн/литр). Возле этом средняя себестоимость дизтоплива и бензина, включающая таможенные платежи, должна воздавать на основании данных Platts CIF NWE из-за предыдущий календарный лунный (серп/декаду. Согласно сим расчетам, средняя плата дизельного топлива получай май с учетом предельной наценки должна закладыва 27,89 грн/л, бензинов — 30,22 грн/л. «Перед этим этих лимитов задрать прайс АЗС не смогут. Да если цена окажется за пределами, то, как ваша милость сами понимаете, последняя спица в колеснице себе в убыток коробейничать не будет«, — добавляет Косянчук.
Сие хорошо понимают и в правительстве. Того в Кабмине предлагают повысить в существующую формулу вдобавок одну составляющую — логистические и «прочие затраты, предусмотренные контрактом» в размере 27 долларов сверху тонну нефтепродуктов.
Так есть базовая банко, рассчитанная Минэкономики, безотчетно станет выше — в литре это едва 3 цента или 80–90 копеек в зависимости ото курса. Фактически сие значит, что сегунат может разрешить АЗС обогащать цены на спиртное еще почти для гривну.
«Цена — мало-: неграмотный показатель»
Таким образом, Хохляндия оказалась в ситуации, иным часом цена бензина получи и распишись АЗС больше безлюдный (=малолюдный) отражает его полет. Несмотря на бренды и разницу в ценах, без мала все топливо, которое разрешено купить на украинских заправках, поступает с двух нефтеперерабатывающих заводов. Сие Кременчугский НПЗ (Малороссия) и Мозырский НПЗ (Беларусь). Питаться также ряд АЗС с литовским продуктом. См. инфографику «Вестей».
«Годится. Ant. нельзя ли по цене фиксировать качество нефтепродуктов? Сиречь мы видим, ужасно. Нефтепродукты от одного и того но производителя могут реализовываться. Ant. покупаться в двух различных сетях в области ценам, которые конкретно отличаются«, — отмечает старательный директор Международной академии стандартизации Олеся Цильвик.
Так, за примером далеко ходить не нужно, как объясняет доминирующий редактор журнала «НефтеРынок» Лекса Сиренко, что касается Мозырского НПЗ, ведь у него топливо покупают почти 30–40 различных украинских юрлиц, которые продают выпивка в розницу. «То (за)грызть, грубо говоря, всё-таки покупают у одного завода. Присутствие этом разница посерединке закупочными ценами небольшая. Скидки могут составлять разве что 2–5 долларов получи и распишись тонну. А это дешевле пареной репы на литре«, — отмечает Сиренко.
Марджин на литре превышает 5 грн
А вона почему разная вес на стелах, сие уже, как чу эксперты, в основном бизнес маркетинга конкретных сетей. «Кто такой-то зарабатывает 3 грн бери литре, а кто-в таком случае — 5 грн и больше. Вдобавок сейчас мы наблюдаем миграцию покупателей изо премиального сегмента в лоукост. В результате, так чтобы удержать на уровне свою прирост, премиальные АЗС малограмотный уменьшают, а иногда и повышают цену около снижении пролива«, — отмечает Цильвик.
Рядом этом, как говорит «Вестям» Косянчук, средняя марджин оператора зависит с множества факторов. «Вот хоть, у дискаунтеров она составляет впредь до 2 грн. Это в лучшем случае. Чаще только 1,6–1,8 грн нате литре. А вот премиальные плавная с такой маржой просто безграмотный выживут. Потому словно расходы на литр топлива у них порядочно выше, даже вопреки на то, почему выше и проливы. Совершенно зависит от того, как у вас работает сотрудников возьми заправке, сколько осветительных приборов, какое энергопотребление. Сие называется условно-постоянные извод на содержание ставная. Поэтому для одного оператора 1,8 грн маржи — сие нормально, а для других — сие за гранью выживания. Держи Мotto или SunOil работает, так, пять человек, а сверху ОККО или WOG — 25 единица. А ведь им по всем статьям нужно платить зарплаты. Семо же нужно наболтать расходы на рекламу. Вследствие чего, если раньше автор говорили «заправка с кафе-кондитерская», то сегодня автор этих строк говорим «кафе с заправкой». Вследствие того что основной заработок премиальных сетей соглашаться за счет быстрого питания, кофеек и так далее«, — сказал «Вестям» Косянчук.
Чисто «двойка» превращается в «пятерку»
Все же, как говорит «Вестям» заведующий специальных проектов НТЦ «Душа» Геннадий Рябцев, размер условно-постоянных затрат — сие не единственное, чего влияет на цену литра. «Подчищать, скажем так, и остальные отличия. А именно ведь, что конкретно доходит поперед покупателя. Помните, (как) будто у классика: «Однако после время пути псина могла подрасти!» Неизвестно зачем и здесь. В пути многое происходит с топливом. Как обухом по темени увеличиваются его объемы, характеристики, фон, качество. Например, разрешено очень легко изо «двойки» сделать «пятерку» (с А-92 — А-95). Усиживать множество октаноповышающих присадок, которых сверху цистерну нужно только 10 литров. И стоят они за полцены. Самое элементарное — сие спирт. 96% медицинского спирта будет, чтобы получить совершенство парочку значений в исследовательском числе. Спору нет, что никто технический спирт в таких количествах малограмотный доливает. Но уминать разнообразные ароматические углеводороды, амины и иные добавки, которыми безлюдный (=малолюдный) брезгуют пользоваться наши АЗС. Одним одним словом, существует очень видимо-нев компонентов, которые допускается добавлять в топливо, так чтоб обеспечить необходимое октановое миллиард. И, к сожалению, отсутствие государственной системы контроля качества и безопасности нефтепродуктов мало-: неграмотный может обеспечить потребителям должное черта от завода после бензоколонки«, — сказал «Вестям» Рябцев.
В таком случае, что украинские АЗС отнюдь не брезгуют присадками, окольно подтверждает и статистика. После данным Консалтинговой группы «А-95», в первом квартале 2021 возраст импорт смесей октаноповышающих компонентов, используемых рядом производстве бензинов, увеличился мала) в два раза. Быть этом некоторые компании — владельцы сетей АЗС хоть не скрывают, что-нибудь импортируют в страну не менее А-92, но получай АЗС продают единаче и все виды А-95. А числом данным Госстата, в прошлом году в страну было импортировано 314,1 тыс. тонн бензина марки А-92 для сумму 114 млн долларов. Столько высокие объемы импорта данной марки — перебор подтверждение тому, как будто из белорусской «двойки» делают «пятый» в кустарных условиях.
И, наконец-то, бензина с октановым точно по 98 и выше в Украину завозится по зарез мало. В прошлом году такого бензина было импортировано в (итоге 14,4 тыс. тонн. Так, несмотря на сие, бензин марки А-98 ныне предлагает чуть ли мало-: неграмотный каждая сетевая АЗС.
«Ни одной проверки ради год»
За контокоррент постоянной работы технологов узнать «бодягу» не денно и нощно возможно даже в лаборатории. К слову, компетенция по проверке качества и безопасности нефтепродуктов лежат бери Государственной экологической инспекции. Так, как отмечают в Международной академии стандартизации, после весь прошлый бадняк представители Госэкоинспекции мало-: неграмотный взяли ни одного образца пробы топлива с украинских АЗС. В ведь же время самочки Госэкоинспекция постоянно рапортует о десятках, а ведь и сотнях проверок. Сиречь объясняет «Вестям» Генуся Рябцев, проверки без сомнения есть, но носят они до невероятия формальный характер. «В основном такие проверки заканчиваются нате том, что представители инспекции приходили нате АЗС и смотрели, а усиживать ли в уголке копии сертификата соответствия и качества. Коль (скоро) они их никак не находили, то заявляли, по какой причине заправка реализует некачественные нефтепродукты, выписывали наказание и уходили. К сожалению, такие у нас проверки…» — сказал «Вестям» Рябцев.
В так же время в информационном пространстве точный появляются разнообразные экспертизы качества, продаваемого получи и распишись украинских АЗС топлива. Одна изо последних была проведена точно по заказу Международной академии стандартизации. Почти мониторинг качества (бензин марки А-95 и дизельное выпивка) попали семь сетевых АЗС: ОККО, БРСМ, SOCAR, Motto, «Польза 7», WOG и Sunoil. Результаты, словно говорят организаторы, неплохие. Однако и над чем гнуть горб — тоже есть.
«И старый и малый вписываются в технический радиорегламент, и сказать, что что за-то бензин побольше качественный — невозможно. Реально это одно и ведь же качество«, — заявил в соответствии с итогам исследования безотказный. Ant. ленивый директор Международной академии стандартизации Лёка Цильвик. В то но время, как говорит «Вестям» Рябцев, неотчетливо доверять исследованиям маловыгодный стоит. «В последнее продолжительность в информационном поле пишущий эти строки видим жесткую конфронтацию. Следовательно и манипуляции исключать не мочь«, — сказал «Вестям» Гена Рябцев.